Статьи

Пазовая изоляция

Пазовая изоляция применяется в низковольтном оборудовании для электроизоляции проводов обмотки, расположенных в пазах статора или ротора, от других частей оборудования, а также для защиты изоляции проводов обмотки от механических повреждений. Она обеспечивается пазовой коробочкой из электроизолирующих материалов, пазового клина из твердых пород дерева или гетинакса и прокладки под клин.

Применяемые материалы

Материал для изготовления пазовой коробочки выбирается в зависимости от мощности двигателя, его исполнения, класса нагревостойкости. Обычно используется 2–3 слоя материала в различных сочетаниях. Для машин с напряжением до 500 В и мощностью до 100 Вт, класса теплостойкости «А», коробочка производится из 2 слоев электрокартона и лакоткани между ними. Электрокартон обеспечивает механическую защиту лакоткани и изоляции обмоток, а также дополнительную электроизоляцию. Толщина картона 0,1 – 0,3 мм, лакоткани – от 0,06 мм.

Трехслойная изоляция может быть заменена на однослойную из композиционного материала – пленкоэлектрокартона, где применена полиэтилентерефталатная пленка. С повышением требований к нагревостойкости, ответственности и мощности двигателя включаются стеклолакоткань, стеклотекстолит и другие более теплостойкие, тонкие, прочные и электроустойчивые материалы, в том числе гибкие полимерные пленки.

Уменьшение толщины изоляции при повышении электроизоляционной и механической прочности позволяет наиболее полно использовать пазовое пространство для заполнения витками проводников, что важно для повышения номинальной мощности.

Установка пазовой изоляции
Изоляционный материал нарезается на полоски необходимого размера специальными ножницами. Длина заготовки определяется с учетом выхода ее за пределы пазов на 8 – 20 мм (в зависимости от мощности двигателя) для отворота манжеты. Манжеты усиливают защиту проводов на выходе из паза.

Пазы должны быть подготовлены к установке изоляции. Опиливают и выправляют зубцы от заусениц, которые могут повредить изоляцию, очищают, продувают компрессором. Для обеспечения плотного прилегания коробочки к стенкам паза ей придают нужные сгибы – формуют штамповкой или на рилевочном станке.

Пазовые коробочки вкладывают в пазы без перекосов по длине и с равными вылетами в обе стороны. После заполнения пазов витками обмотки края коробочки загибают внутрь, в паз вкладывают деревянный или пластиковый клин и с использованием защитной обоймы молотком загоняют в паз.

Для некоторых двигателей укладка изоляции в пазы производится на полуавтоматических станках, где материал в виде ленты подается внутрь паза плоским пуансоном, затем там формируется с помощью или системы кулачков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *